НАШИ
ПРОЕКТЫ

МАГАЗИН

КЛУБ

MERCURY

СЕРВИС

RACING

ПУТЕШЕСТВИЯ

Напишите намНа главнуюКарта сайта
 










 
Логин:  
Пароль: 
  |  регистрация


Советы бывалого


11 августа 2009

Безопасность на воде.


Как себя вести в аварийной ситуации на надувной лодке

О правилах поведения на воде написано достаточно много, каждый пункт правил не высосан из пальца и не является чей–то прихотью. Каждая строка правил, к сожалению,  “написана кровью”, и об этом надо помнить всегда. Обучаясь на курсах судоводителей, вы получаете общие знания и представления о безопасности. Но какие конкретно действия необходимо предпринять в той или иной ситуации, не может осветить общий курс. Поэтому, речь пойдет о конкретных действиях судоводителя при повреждении корпуса лодки.

В последнее десятилетие существенное развитие получил такой сегмент маломерного флота, как надувные суда, причем современные модели отличаются от изделий Уфимского завода семидесятых и восьмидесятых годов как Порше от Запорожца. Современные материалы и конструкция, а так же возможность использования достаточно мощных подвесных моторов при сохранении мобильности, делают такие лодки весьма привлекательными для рыбалки. Современные надувные лодки отличаются высокой безопасностью при использовании, надувной корпус имеет несколько (не менее трех) независимых надувных отсеков, а грузоподъемность существенно превосходит вес реально перевозимого груза.

Все же необходимо помнить, что от воды вас отделяет хотя и прочный, но достаточно тонкий слой синтетического материала и уроненный не вовремя нож (закон Мерфи), не кстати подвернувшийся острый камень или обломок металла торчащий из воды легко может повредить баллон вашей надувной лодки. Причем, что бы не говорили производители надувных лодок, от толщины, а точнее веса материала, это практически не зависит. Тому, как вести себя в подобной ситуации и посвящена данная статья.

Для наглядности клубом Велход был поведен своеобразный тест. Лодка для теста выбрана достаточно популярная, Кайман N330, двигатель предельно допустимой мощности – Mercury ME 15M, загрузка – один человек, весом в 100кг. Организаторы выражают благодарность яхт-клубу Франкарди, на территории которого и проходило тестирование.

Первое, что необходимо помнить в подобной ситуации, никакой паники! Событие это неприятное, но не настолько неординарное, что к нему не следует быть готовым всегда. Не следует бросаться к месту пробоины, руками или подручными средствами пробоину вы не закроете, слишком велико давление в баллоне, а накренить лодку в сторону неисправного баллона сможете, тем самым только усугубив ситуацию вплоть до опрокидывания лодки. Еще раз хочу отметить, при движении лодки весь экипаж должен находиться в спасательных жилетах, а чека от мотора обязательно должна быть пристегнута!
Вариант первый, пробоина в боковом баллоне.  Саму пробоину мы делать не стали, а только симитирвали ее, открыв клапан.



Баллон сразу обмяк, но формы своей не потерял, его поддерживает неповрежденный носовой баллон, транец, за счет жесткой вклейки специальным профилем и пайол.



Смещаемся к исправному баллону, при незначительном волнении на него можно сесть, запускаем двигатель и потихоньку начинаем движение.



Газовать в такой ситуации не рекомендуется, транец лодки из-за отсутствия давления в одном из баллонов не обладает необходимой жесткостью, но двигатель держит и позволяет нормально маневрировать.



На фото 3 хорошо видно отсутствие давления в баллоне и перекос транца. Но, несмотря на это, лодка сохраняет плавучесть и ход под мотором. Небольшое замечание, в данном тесте показана ситуация с надводной пробоиной. По понятной причине мы не смогли сымитировать пробоину подводную, методика практически ни чем не отличается, единственное, что может потребоваться в последнем случае – поддерживать баллон за леер, так в баллон попадет меньше воды.

Еще одно маленькое замечание. В обязательные нормы снабжения судна входит рем. комплект лодки, но по непонятным причинам туда не вошел штатный насос! А без последнего наличие рем. комплекта теряет всякий смысл. Отправляясь в относительно дальний поход, не забывайте насос, тогда вам не придется возвращаться в исходную точку для ремонта.

Восстанавливаем давление в баллоне и переходим к следующему этапу.



Открываем клапан переднего баллона…



Носовой пайол встает «домиком», носовой баллон прекращает его фиксировать, а давлением в кильсоне его выпирает вверх.



Баллон спущен. В данной ситуации хорошую службу сослужит швартовочный фал, закрепленный за носовой рым. В противном случае придется воспользоваться страховочными леерами. Задача – как можно выше приподнять нос лодки.



Запускаем двигатель и потихоньку отходим от пирса.



На воде лодка ведет себя вполне предсказуемо. Самое главное, ни при каких обстоятельствах не допускать опускания носа лодки! При движении малым ходом даже при незначительном волнении встречная волна может затопить лодку и это добавит вам проблем. Лодка, естественно не затонет, но если вы в ней один на осушение может просто не хватить рук.



При достаточном опыте вы можете несколько добавить оборотов, это несколько облегчит движение при волнении, носовой баллон в этом случае приподнимется…



В заключение хочу отметить, что лодки с надувной палубой (air deck)  ведут себя на воде в рассмотренной аварийной ситуации несколько лучше, сказывается дополнительный запас плавучести и существенно большая, по отношению к фанерным или алюминиевым пайолам, толщина. Лодки с надувным днищем ведут в данной ситуации себя по-разному. Чем выше килеватость (например, Солар), тем больше шанс при пробое бортового баллона перевернутся. Плоскодонные лодки с надувным днищем ведут себя, как и лодки с air deck.

И последнее. Вода не прощает ошибок. Быть готовым к любой, даже самой непредсказуемой ситуации может спасти вам и вашим попутчикам жизнь. Не пренебрегайте безопасностью!
 
С уважением Александр Кулагин




Для того, чтобы писать комментарии, войдите под своим логином и паролем или зарегистрируйтесь, если у Вас еще нет учетной записи.